Кодо Саваки Роси (1880-1965)
Кодо Саваки, в отличие от других Мастеров, всю жизнь отказывался возглавлять монастыри, которые ему предлагали. Он также никогда не жил в храме или в додзё. Даже получив передачу (сихо) от своего мастера, Кодо Саваки до конца жизни остался ансуи, то есть, странствующим монахом.
Его родители умерли, когда он был еще ребенком, и Кодо Саваки остался на попечении жестокого и сурового дяди. Он провел юность, работая дворником в борделе и подглядывая за игорными столом (его дядя, сам заядлый игрок, использовал мальчика для того, чтобы тот подглядывал в карты игравших.)
Когда разразилась китайско-японская война, юноша сразу же был отправлен на фронт. Считая, что мальчик, которому тогда было только 14 лет, должен доказать уважение к своей стране, умерев за нее, дядя предупредил Кодо Саваки, что ему лучше не возвращаться назад живым.
Четырнадцатилетний мальчик зарекомендовал себя как высококвалифицированный солдат. Он бесстрашно бросался в самые опасные ситуации, чтобы спасти товарищей, за что был удостоен многих наград и знаков отличия за выдающиеся действия на китайско-японском фронте. В одном из сражений Кодо Саваки получил пулю в рот. Его приняли за мертвого и выбросили в кучу трупов. Будучи тяжело раненным и неспособным двинуться (мальчик был завален десятками трупов), он несколько дней провел под гниющими телами. Он был обнаружен, когда тела уже собирались похоронить. Его спасли и отправили назад в Японию, как инвалида войны.
В шестнадцать лет, без семьи и друзей, без еды и денег, не имея ничего, кроме штанов и рубашки, он отправился пешком в храм Эйхэй-дзи. Это было долгое и трудное путешествие, у него ушло четыре дня и четыре ночи, чтобы добраться до храма. Монахи, приняв Кодо Саваки за попрошайку (его одежда превратилась в лохмотья) и за безумца (полученное им пулевое ранение в рот повлияло на его речь, ему было трудно говорить), отказались его слушать. Несмотря на это, молодой человек продолжал настаивать на том, чтобы его приняли в храм. Настоятель храма, устав от настойчивости юноши, в конце концов впустил его. Кодо Саваки был так благодарен, за то, что его приняли в храм, что хотя он очень хотел есть (несколько дней у него во рту не было ни крошки), он сдержал свой голод и провел еще два дня без сна и пищи. Несмотря на голод – к тому моменту он был не грани истощения – он был настолько преисполнен радостью, что не мог сомкнуть глаз, даже если бы захотел. Он был отправлен на кухню перебирать рис, как шестой Патриарх в седьмом веке, и провел в Эйхэй-дзи несколько лет, прежде чем отправиться в странствия.
Именно во время своих скитаний Кодо Саваки встретил Мастера Сото Кохо Роси, от которого позднее и получил передачу.
Получив сихо от своего учителя, Кодо Саваки поселился в заброшенном скиту. Почти не спя, боясь зря потратить время, Мастер проводил дни в практике сикантадза и ночи, изучая Сёбогендзо. Он ел только рис и бобы – сырыми, чтобы сэкономить время.
Проведя так много лет и постоянно отказываясь от предлагаемых ему храмов и монастырей, Кодо Саваки вновь вернулся к жизни странствующего монаха. С несколькими преданными учениками (среди них был и Тайсэн Дэсимару) Мастер принес учение людям самых отдаленных уголков Японии, от больших городов до рыбацких деревушек, от университетов до тюрем.
В 1965 году, на смертном одре он дал Тайсэну Дэсимару кэса и посвящение в монахи.
Сегодня у входа в Буддийский Университет Комазава стоят две статуи, одна – Кодо Саваки, другая – Тайсэна Дэсимару.