Дзадзен – Сидение Будды
Сердце дзен – это дзадзен.
Сегодня буддизм приобрел самые разные формы, однако поза, в которой Будда достиг понимания истинной природы ума, остается неизменной. Она передавалась через семь поколений в Индии, семь поколений в Китае и семь поколений в Японии, затем была принесена в Европу. Эта позиция сохранилась в изначальном виде благодаря способу передачи учения, основанному на передаче от мастера к ученику, а не на чтении текстов.
Практикуя, не стремитесь чего-либо достичь. Без цели, только концентрируйтесь на позиции дзадзен, на дыхании и состоянии ума.
Позиция
Сидя на дзафу (традиционная круглая подушка), мы скрещиваем ноги в позе лотоса или полулотоса, или складываем под собой в позиции сэйдза (позиция на коленях). Колени должны касаться пола, создавая, вместе с ягодицами на дзафу, стабильную позицию из трех точек опоры.
Полный лотос
Колени упираются в пол, ступня левой ноги располагается на правом бедре, ступня правой ноги – на левом бедре. Ступни развернуты подошвами вверх.
Полулотос
Упрощённая поза. На бедре находится лишь одна стопа, голень второй ноги лежит на полу. Можно еще больше упростить позицию и класть ногу не на бедро, а на икру или на пол (бирманская позиция). Можно менять ноги местами.
Положение тела
Одежда для сидения должна быть свободной, не стесняющей движений.
Позвоночник прогнут в нижней поясничной области, таз наклоняется чуть вперед, как будто скатываясь с подушки. Живот расслаблен. Колени плотно опираются на пол. Макушка тянется к небу. Нос находится в одной плоскости с пупком. Уши – в одной плоскости с плечами. Плечи расслаблены и опущены. Подбродок слегка притянут к шее.
Дыхание происходит через нос, рот при этом закрыт, челюсти расслаблены. Кончик языка покоится у верхнего неба, у передних зубов. Глаза открыты, взгляд опущен под углом 45 градусов, неподвижен, спокоен, но ни на чем не сфокусирован.
Положение рук
Предплечья покоятся на бедрах у низа живота, ладони развернуты кверху. Пальцы левой руки лежат на пальцах правой, большие пальцы соприкасаются кончиками. Ладони как будто держат большое яйцо. Ребра ладоней слегка касаются живота в области 3-4 см ниже пупка. Обычно для этого под ладони нужно что-то подложить. Руки должны быть расслаблены, не должны ни висеть в воздухе, ни падать вниз, оттягивая за собой плечи.
Дыхание
Дыхание в дзадзен имеет решающее значение. Прежде всего, необходимо установить медленный, сильный и естественный ритм.
Концентрируйтесь в первую очередь на выдохе, который должен быть спокойным, долгим и глубоким. Во время выдоха оставляйте живот расслабленным, не втягивайте его. Вдох должен быть естественным, автоматическим, спонтанным. Когда легкие почти пусты, они быстро вновь наполняются воздухом.
Концентрация на выдохе создает огромную энергию в нижней части живота. Энергетический центр тела находится не в голове и не в верхней части тела, а в основных группах нервов, расположенных в районе от солнечного сплетения до низа живота. Все боевые искусства традиционно основываются на таком дыхании. Сильные действия тела-ума происходят во время выдоха. Во время вдоха человек особенно слаб и уязвим.
Обычно мы дышим около 15 раз в минуту, поверхностно, используя только малую часть возможностей наших легких. Глубокое полное дыхание дзен захватывает не только уровень грудной клетки и диафрагмы, но влияет и на органы низа живота, хорошо массируя их и стимулируя циркуляцию крови и других жидкостей в теле.
В процессе регулярной практики дзадзен такое дыхание понемногу становится привычным в повседневной жизни и во сне. Чем восприимчивей вы становитесь к вселенской жизненной силе посредством дыхания дзен в дзадзен, тем больше возрастает ваша энергия.
Состояние ума
Правильное состояние ума приходит естественным образом из глубокой концентрации на теле и дыхании во время дзадзен.
Во время дзадзен сознательный поток мыслей существенно сокращается и мыслящий мозг успокаивается. Кровь проходит к более глубоким слоям мозга, таламусу и гипоталамусу, и это тело-мозг становится более активным и развитым. Когда глубинный мозг становится более активным, нервная система расслабляется. Будучи восприимчивыми и внимательными в каждой клеточке своего тела, вы учитесь думать телом, неосознанно.
Во время дзадзен мысли, сознательные и подсознательные, естественно и постоянно поднимаются на поверхность нашего ума. Не пытайтесь это пресекать. Но в то же время не вовлекайтесь в процесс мышления и не позволяйте мыслям уводить вас от концентрации на позе и дыхании. Просто позвольте мыслям проплывать, как облакам в небе, не сопротивляясь им и не привязываясь к ним. Тени проходят и растворяются. Образы поднимаются из подсознания и исчезают.
Мозг становится глубоко спокойным. Мы приходим к глубокому бессознательному, за пределами мышления, к сознанию хисирё, истинной чистоте.
(Текст составлен на основе цитат из книги Сандо Кайсена «Медитация без медитации»)
Чтобы лучше понять позицию, рекомендуем также прочитать учение мастера Сандо Кайсена «Правильная позиция».