Карма
Карма — закон причины и следствия.
«Если вы хотите знать, кем вы были в прошлых жизнях, посмотрите на то, кем вы являетесь сейчас; если вы хотите знать, кем вы станете в будущих жизнях, посмотрите на то, что вы сейчас делаете».
Любое действие — это созревание причины из прошлого, и оно будет иметь последствие в будущем. То, кто мы есть сегодня — есть результат действий прошлого, и то, что мы делаем сейчас, определит будущее.
Этот закон причинности кармы накладывает условность на всё наше существование. Однако, все эти условности не являются определяющими, потому что у нас есть некоторая частица свободы и, какими бы ни были обстоятельства, у нас всегда останется возможность выбора.
Вкратце, всего их два: или идти навстречу свету пробуждения, или уходить в тьму невежества. Это причина, по которой у нас есть свобода воли. Те предрасположенности, что у нас есть с рождения, не полностью определяют нас. Таким образом, в наших силах освободить себя или запереть себя.
Любое хорошее или плохое действие тела, речи или ума будет иметь хорошие или плохие последствия в этой жизни, в следующей или еще дальше. Невозможно, если не применять правильное лекарство, разрушить или потерять карму, даже по прошествии бесчисленных космических эпох.
Существует очень большое количество вредных действий, но их можно свести к десяти:
Три про тело: убийство (или суицид), кража и половое извращение
Четыре про речь: ложь, злословие, обидные слова и бесполезные слова
Три про ум: похоть, злоба и заблуждения о сущностной природе реальности.
Десять положительных действий состоят из отбрасывания десяти отрицательных действий. Они о том, чтобы защищать жизнь чувствующих существ, развивать практику щедрости, этическое поведение, говорить правду, создавать гармонию между людьми, говорить спокойно и делать осмысленные комментарии. Иметь мало желаний, будучи удовлетворенным тем, что имеем, развивать благожелательность в себе и оставаться верным тому, что подлинно (закону кармы, реинкарнации и тд.).
Вкратце, в Дхарме говорится:
Действия, порождённые желанием, отвращением и невежеством, отрицательны. Они являются источниками всех страданий и более низких условий существования. Действия, появляющиеся в результате отсутствия желаний, отвращения и невежества положительны. Они создают счастливые миры и счастье для всех живущих».
Конечно же, человек неотвратимо пожнёт плоды своих действий и не сможет их передать кому-то другому. Те, что положительны, принесут счастье, а те, что отрицательны — страдание.
Если мы можем осознать понятие кармы на индивидуальном уровне, то иногда трудно принять, что мы должны страдать за коллективные действия, такие, как, например, войны, болезни, катаклизмы, и т. д.
В действительности, коллективная карма — это объединение всех индивидуальных карм. Это может быть видно на уровне человеческих групп, которые объединяются по социальным, религиозным, политическим и другим причинам. Чем больше людей вовлечено, тем более сильный эффект.
С точки зрения буддизма, не существует другого предельного суда, кроме как закона кармического возмездия. Судьба — это не предопределенность, а естественный закон причины и следствия.
Таким образом, в данный момент нашей жизни мы можем преобразовать нашу отрицательную карму в положительную, улучшить её.