Дзадзен и сатори

Шу шо ичи ньо

Шу: практика; шо: сатори

В дзен Мастера Догена, в отличии от других религий, практика и сатори – это одно целое. Это очень важно. Например: Когда мы едим, в процессы еды удовлетворяется голод. Нет необходимости думать о том, чтобы насытиться. Неосознанно, естественно, автоматически желудок насыщается. Точно так же, во время дзадзен, нет нужды думать о достижении сатори. Также неверно было бы думать, что поев один раз, в будущем есть уже будет не нужно. Точно так же, необходимо продолжать практику дзадзен. Дзадзен не инстинктивен, он сложнее. Кодо Саваки писал: «Вечное сатори заключено и основывается только на практике в моменте. Дзадзен означает практиковать то, что не может быть объяснено». Дзадзен – это практиковать то, о чем невозможно помыслить нашим собственным сознанием. Истинную религию не думают, ее практикуют. Итак, истинный Дзен означает практиковать здесь и сейчас, практиковать вечность здесь и сейчас. Будда не означает только Будда Шакьямуни. Истинный Будда – это тот, кто практикует Путь Будды Шакьямуни. Дзадзен – это восстановление единства между состоянием Будды и эго, и не только через позицию дзадзен, но через все позы нашей повседневной жизни. Если эти позы правильны, сатори реализуется неосознанно, естественно, автоматически.