Смотреть на свой ум
Во время дзадзен появляются иллюзии. Большинство людей думает, что дзадзен означает положить конец иллюзиям, мыслям. Это ошибка. Во время дзадзен иногда появляются мысли, образы, иногда они не появляются. Когда вы спите, мысли не появляются. Когда вы спите на дзадзен, вы вообще не думаете. В этом проблема.
Дзен Догэна, сикантадза, не заключается в остановке мышления или в преследовании иллюзий. Во время дзадзен вы можете напрямую наблюдать свой ум. В этом заслуга дзадзен. Когда вы танцуете, вы не думаете, иллюзии себя не проявляют. Как я всегда говорю, когда подлетает комар, вы не знаете об этом, не осознаете это, но во время дзадзен вы очень к этому чувствительны. Один из моих учеников, получивший посвящение бодхисаттвы, сказал мне: «Во время дзадзен у меня всегда есть какие-то иллюзии. Но во время войны, когда американские самолеты пролетали над нами, я сидел в дзадзен дома и тогда у меня не было никаких иллюзий». Это очень интересно. Я тоже, я сидел в дзадзен на корабле, наполненным динамитом во время войны. Когда приближались подводные лодки противника, у меня тоже не было никаких иллюзий, я не мог думать – только дзадзен.
Кодо Саваки писал: «Это коан дзадзен». В Риндзай мастера дают коаны ученикам: «Что есть му?», «Какова была твоя подлинная природа до того, как ты родился?» Во время дзадзен вы думаете над этим вопросом и в уме не остается больше места для других иллюзий. Поэтому Кодо Саваки сказал: «Сикантазза Догэна – это видение нашей истинной стороны».
Особенно проявления наших заблуждений, наших плохих сторон, подобны плывущим пузырям, которые пускают крабы. В этом заслуга дзадзен. Если вы концентрируетесь на одной вещи, вы не можете думать о другой. Если вы пьете саке с гейшей, вы ни о чем не думаете. Вы не чувствуете маленькое насекомое на своих органах. Последствия ведут к тому, что вы живете в кармических явлениях.
В Сёдока также написано: «Не отсекай иллюзии, Не ищи истину (сатори)»
Это очень легко понять. Думать о том, чтобы стать Буддой или достичь сатори во время дзадзен, подобно тому как если бы, сидя в поезде, вы бы говорили себе: «Я должен прибыть на место назначения и сделать это быстро». Эта мысль абсолютно бесполезна.
Поэтому в Дзен очень важны понятия фукатоку, мусётоку.
Фукатоку означает «невозможно обрести». Фу: не; ка: возможно; току: поймать.
Му: нет; сётоку: обрести или извлечь выгоду. Изначальное значение мусётоку – не обретать, не достигать; без обретения.
День дзадзен, день сатори. Во время дзадзен мы уже в сатори, мы являемся Буддой, Богом. Без дзадзен у нас этого нет. Поэтому дзадзен – это святая поза, наивысшая. Во время дзадзен проявляется самый благородный, святой ум. Что есть святого в мире? Только позиция дзадзен. В других религиях сампай и поклон являются высочайшими религиозными проявлениями. Но дзадзен – это самая высокая поза, самая глубокая, самая трудная, самая святая. Многие люди в мире проводят церемонии. Но практикуя дзадзен вместе, в этом додзё, в самом высоком месте, мы взаимно влияем друг на друга. Атмосфера в группе очень важна. Те, кто спят, влияют на других. Не очень эффективно делать дзадзен рядом с людьми, которые спят или двигаются. Наши соседи должны стараться усиленно практиковать. Если вы делаете дзадзен после того, как вы пили алкоголь, это тоже влияет на других.