Хокё Дзанмай
написан мастером Тодзаном (807–869)
Перевод Михаила Серебрянного, взят с сайта Антайдзи-храм покоя
Без ошибок, без сомнений, такова Дхарма.
Будда и мастера, передававшие его учение, не говорили об этом.
Теперь вы можете достичь этого, поэтому я прошу вас, храните его как зеницу ока.
Белый снег лежит на серебряном плоскогорье.
Свет луны окутывает белую цаплю.
Они близки, но не тождественны.
У них глубокая связь, но у каждого своё собственное состояние.
Сознание — это не слова.
Если у нас есть возможность, то мы должны идти туда.
Запутанные словами, вы падаете в пропасть.
Поссорившись со словами, вы попадаете в тупик сомнения.
Сопротивляться им, прикоснуться к ним — одно также бессмысленно, как и другое.
Это похоже на огненный шар.
Если вы выражаетесь украшенным языком,
то это берёт своё начало в сфере загрязнения.
Полночь — это истинный свет.
Рассвет не ярок.
Эти слова будут законом всего сущего.
Если вы используете их, то можете отвести от себя всё страдание и все трудности.
Даже если у него есть сознание, у него есть слова.
Но если бессознательно, то оно становится словами.
Как если бы вы смотрели на себя в зеркало:
Форма и отражение смотрят друг на друга.
Вы — это не отражение, но отражение тождественно с вами.
Как младенец в миру со своими пятью свойствами:
Они не уходят, они не приходят,
они не появляются,
они не остаются,
они не говорят,
Баба вака — уку муку... В итоге они не могут получить, что хотят, поскольку их слова не точны.
Шесть линий гексаграммы «дзюри» поддерживают обоюдную игру.
Их проявление создает три, их изменение пять.
Как пять вкусов растения тисо.
Это очень похоже на алмазный скипетр.
Когда прямое и кривое встречаются и скрещиваются друг с другом (как ноги в позе лотоса),
вопрос и ответ смешиваются удивительным образом.
Это тесно связано с источником.
Это знакомо с путём.
Если смешивается, то приносит счастье.
Но мы не должны совершить ни малейшей ошибки.
Это невинно и таинственно.
Не принадлежит ни к иллюзии, ни к сатори.
Закон взаимной зависимости и возможность могут стать действительностью в чистоте и тишине сердца.
Маленькое проникает в бесконечное.
Большое ограничивает космос.
Если появляется хоть малейшее отклонение,
то оно не может быть в гармонии с ритмом музыки.
Сейчас существует внезапное и постепенное,
школы разделяются — это становится обычным делом.
Даже если вы понимаете школы и осуществляете учение, это загрязнение истинного сатори.
Снаружи — покой, внутри — движение.
Как лошадь, которой связали ноги, как спрятавшаяся крыса.
Поскольку все мастера, передававшие учение, были омрачены, что касается этого пункта, они испытывали необходимость проповедовать Дхарму.
Так как каждый следует иллюзии, погрузившись в заблуждение, то он путает белое с чёрным.
Когда иллюзии растворяются, то каждый мгновенно понимает.
Если вы хотите встать на след, переданный с древних времён,
то внимательно исследуйте пример ваших предшественников.
Чтобы путь Будды мог быть успешно создан, на дерево смотрели десять миллионов лет.
Как изъян тигра, как ночные глаза лошади…
Люди считают себя неполноценными и смотрят на вещи как на редкие сокровища.
Они боятся своего ума.
Поэтому мастер должен превратиться в кошку или белого быка.
Посредством своей возвышенной, точной техники мастер лука может попасть в цель даже с большого расстояния.
Но даже самая возвышенная техника теряет всю свою действенность, если посреди своего полёта стрела встретится с копьем.
Деревянный мужчина поёт, каменная женщина встаёт и танцует.
Свита должна слушаться короля.
Сын должен следовать за своим отцом.
Не следовать — это не сыновний долг.
Не слушаться означает не быть истинным последователем.
Скрытое действие, сделанное в тайне, кажется глупым и ограниченным.
Это называют существенным из существенного. Только это приносит успех.