Сэссин

Сэссин (яп. 攝心, букв. «прикоснуться к уму», мы также используем европейское слово ретрит) — В дзен-буддизме это время (от 1 дня до нескольких месяцев), на которое мы собираемся вместе, чтобы целиком посвятить себя практике Дзен. Это позволяет нам глубже погрузиться в свою истинную природу и (может быть, самое важное) увидеть свою ежедневную жизнь как реализацию этой природы.

Этот принцип — общий для всех буддийских школ, но каждая реализует его со своими нюансами. В некоторых традиционных школах ретрит — это практически непрерывная сидячая медитация с перерывами лишь на сон и еду.

В нашей школе ретрит, кроме практики сидячей медитации и сутр, включает в себя практически все активности, имеющие место в обычной жизни: физическую (а иногда и интеллектуальную) работу, практику еды и ее приготовления, прогулки, общение.

На ретритах в Дзен монастыре «Сияющая вершина» случаются и мастер-классы по рисованию и икебане, концерты, и даже вечеринки с музыкой и танцами. Этот подход, иногда удивляющий сторонников «жесткого» стиля, отражает общую линию практики школы сото дзен — стирание границы между «обычной» жизнью и практикой, трансформация человека не через аскетизм, а через внимательное проникновение вглубь всех явлений жизни.

Главная ценность сэссинов школы — это их неповторимая атмосфера, позволяющая на практике ощутить, как сочетаются строгая дисциплина и внутренняя свобода, внутренняя сосредоточенность и непринужденное общение, непривязанность к личным интересам и наслаждение каждым моментом жизни.

И конечно, сэссин — это возможность живого свободного общения с Дзен Мастером и старшими монахами. Многие вопросы часто решаются без слов, когда просто наблюдаешь, как другой человек живет из момента в момент.

Что следует помнить, отправляясь на сэссин

  1. Сэссин — это коллективная практика Дзен, устроенная так, чтобы помочь каждому реализовать слова Мастера Догэна «Познать себя — значит забыть себя». В плане конкретных действий это означает, что на ретрите мы откладываем наши личные «хочу» и «не хочу» и действуем вместе со всеми. Например:
    • На сэссине есть расписание, которое необходимо соблюдать.
    • У сэссина есть начало и конец, и, если это специально не оговорено, к ретриту нельзя присоединиться после начала и покинуть его до конца.
    • Если нам поручили какую-то работу, мы выполняем её максимально внимательно, как самое важное дело в жизни (а что может быть важнее того, что мы делаем здесь и сейчас?), делаемое ради себя и блага всех существ, а не для «галочки».
    • Мы понимаем, что атмосфера ретрита создается практикой каждого и к каждому своему действию относимся ответственно, осознавая, что оно влияет на окружающих нас людей.
  2. Ключ к практике дзен — внимание, и сэссин — время для того, чтобы постараться быть постоянно внимательным из момента в момент. Это значит, что:
    • На сэссине мы концентрируемся не на производстве суждений и мнений, а на слежении за процессом их возникновения. Проще говоря, мы больше молчим, чем говорим, больше соглашаемся и меньше спорим.
    • Если мы внимательны к каждой ситуации, то мы естественным образом начинаем видеть множество возможностей помочь другим прямо сейчас. (Передать соус соседу по столу, помочь в работе, убрать за собой, не топать ногами в коридорах после отбоя, просто улыбаться и быть приветливым). Если вы этих возможностей не видите, вы точно не здесь и не сейчас.