Сандо Кайсен
«Моя жизнь проходит сама собой, такая как есть».
Сандо Кайсен растит сад и огород естественным способом, подобно тому, как это происходит в лесу в течение миллионов лет: без возделывания земли, без прополки, и компостирования, без какого-либо химического или биологического воздействия и практически без поливки.
Можно сказать, что Мастер Кайсен практикует «пермакультуру» — «лесной огород», но он предпочитает говорить, что просто поставил себя на службу природе, ничего от неё не требуя, только лишь защищая её и создавая условия для максимально возможного жизненного разнообразия. Он не называет себя садовником, только лишь предлагает живущим плоды, которые может предложить только бесконечное Сердце.
Я много учился, но, в конечном счёте, именно природа является моим величайшим учителем, ибо, в отличие от людей, она не искусственна, не лжёт, ничего не обещает, не стремится стать хозяином или руководить чем-либо. Она очень уязвима, потому что вынуждена смириться со всем, что с ней происходит.
Современные люди и монахи в наши дни автоматически впадают в иллюзии, в поисках власти или признания, думая, что им удалось познать настоящий дзен, тем более если их действия и статус подтверждаются японскими инстанциями.
С тех пор, как в 1968-ом он встретился с Дэсимару Роси, он так и не прекращал передавать его учение вплоть до сегодняшнего дня и выполняет важную миссию во Франции и по всей Восточной Европе и в России, вплоть до Владивостока, который находится как раз напротив Японии.
Он не из тех, кто хвастается тем, что получил передачу, ту или иную, какой бы почётной она ни была. Он даже дважды отказывался от этого: один раз в Эйхей-дзи и в другой раз в Сото-Сю, когда Куроянаги и Матсунага Роси её ему предложили. Он может рассчитывать на полную поддержку и одобрение со стороны Косака Кию Роси из Сёнгакудзи в Токио, специалиста по передаче Эйхей-дзи и Содзи-дзи, который был тем, кто поддерживал миссию Сенсея во Франции, и побуждал его создавать европейский дзен и отходить от японского дзен, административного и политического.
Он гостил и путешествовал с двумя последними друзьями Кодо Саваки Роси на острове Кусю: Хонда Кансё Роси и Сибуя Исии, великим учеником Кодо Саваки в Зуи Сёки-Дзи, недалеко от Сидзуока. Он отправился с ними медитировать на могилу Кодо Саваки в Антай-дзи.
Он говорит ещё: Я вижу своё собственное лицо в природе и в самом маленьком насекомом. Желание постичь пустоту ума (духа), стремясь увидеть Природу Будды в явлениях, — заблуждение, потому что все объекты пусты по своей собственной природе. Они подобны сну. Видеть Будду в объектах — это дело просветлённого, но тогда объекты уже не являются объектами, а им самим. В конце концов, это — уже ни он сам, ни объекты. Это — Дхармакая, единое тело Будды без рождения.
Мне нет дела до почестей и мне всё равно, как на меня смотрят люди. Я передаю дух Великого Мокудо Тайсэна и огороду всё равно.
«Старый сибирский медведь созерцает стога соломы на нетронутом снегу».