Что такое ретрит или сэссин?
Ретрит или по-японски сэссин – это несколько дней совместной практики дзен буддизма. На время ретрита мы оставляем свои повседневные дела, чтобы посвятить его изучению Пути Будды.
Мы чередуем сидячую медитацию дзадзен с принятием пищи, трудом, каллиграфией, телесными практиками, такими как йога, дзен массаж, цигун, а также изучением дхармы через словесные учения и ответы на вопросы. Путь дзен – это не строгая аскеза, поэтому на сэссине есть время и на отдых и общение и даже на вечеринку. В то же время сэссин предназначен не для развлечения интересными восточными практиками, а для реализации искреннего поиска Пути, возвращения к своей природе.
Каждый момент на ретрите важен и каждое действие является практикой. Наш мастер Сандо Кайсен учит, что имеет значение не столько количество часов, проведённых в медитации, сколько бдительное присутствие в каждом действии. Мы можем научиться этому, находясь среди опытных практикующих, следуя общему ритму в способствующей атмосфере.
Здесь нет организаторов, предоставляющих услугу ретрита, и клиентов, получающих её. Новички вместе со старшими монахами гармонизируются как оркестр, где у каждого есть своя роль в общей картине – у каждого есть свои обязанности. Чем с большим вниманием мы вкладываемся в создание общей гармонии, выполняя свои функции, тем больше впитываем дух Учения.
Как стать участником?
-
Регистрация
Выберите ретрит, в котором хотите участвовать, в списке ниже и зарегистрируйтесь.
10 – 13 октября 2024, Подмосковье
- Место
- Московская обл., г.о. Химки, КП «Середниково Парк»
- Заезд
- Четверг 10 октября 2024
- Отъезд
- Воскресенье 13 октября 2024
- Проводящий
- Монахиня Кан Дзи (Антонина Миронова-Тихомирова)
- Орг. взнос
- 8000
- Организатор
- +7 (929) 994-77-87, Тимофей
- Регистрация
- Открыта до 03.10.2024
-
Организационный взнос
Внесите взнос по номеру, полученному от организатора.
Стоимость участия варьируется в зависимости от ретрита. Обычно это от 5000 до 10000 рублей.
-
Подготовка
Если вы живёте в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Зеленограде или Челябинске, посетите хотя бы одну регулярную практику в додзё. Это нужно, чтобы мы могли познакомиться, вы научились позиции дзадзен и могли оценить, подходит ли вам практика в нашей традиции.
Если вы из другого города, это необязательно. С вами свяжется организатор, вы сможете задать ему все интересующие вас вопросы.
Частые вопросы
-
Регулярные дзадзены в додзё – это хороший способ поддерживать ритм практики и контакт с сангхой – сообществом практикующих – в повседневной жизни, когда практикующие не живут вместе в монастыре. Однако, настоящее погружение в практику дзен буддизма происходит именно на сэссинах.
Именно здесь через чередование медитации с другими активностями в течении нескольких дней мы учимся жить из бдительного внимания дзадзен, чему также способствует атмосфера, создаваемая проводящим, другими участниками и общим расписанием.
Проживая эти несколько дней вместе, мы также укрепляем связь с сангхой. Мы все люди – социальные существа, поэтому совместная практика вдохновляет нас дальше следовать по Пути. На ретрите у нас есть ценная возможность учиться у старших, познавая дух буддийского Учения через конкретные действия: кухню, сервис, игру на церемониальных инструментах, искусство икебаны, каллиграфии. Даже мытьё посуды – это способ практики дхармы.
Регулярных практик по 1.5 часа в неделю просто недостаточно для того, чтобы успокоиться, выйти из повседневной суеты и полностью сосредоточиться на Учении. Если посещать только регулярные дзадзены, наши практика остаётся поверхностной, просто кружком медитации. Только на ретритах можно пойти глубже.
-
Обычно ретриты трёхдневные – мы заезжаем в вечер четверга, а заканчиваем в воскресенье днём, но иногда даты могут быть другими.
Возможно участие только в полном ретрите: нельзя приехать позже или уехать раньше. Также каждый участвует во всех активностях: нельзя пропускать занятия. Приезжая на ретрит, мы оставляем свои личные "хочу" и "не хочу" и действуем в общем духе.
Конкретное расписание зависит от проводящего и может изменяться во время ретрита в зависимости от того, что он считает наиболее уместным. Ниже приведён пример типичного расписания.
Четверг
- 15:00 – 19:00 – Заезд, заселение, подготовка дома
- 20:00 – Начало ретрита с совместного ужина
- 22:00 – Рассадка в додзё, репетиция утренней церемонии
- 23:00 – Отбой
Пятница
- 07:00 – Подъём
- 07:30 – Дзадзен, утренняя церемония
- 09:00 – Завтрак
- 10:30 – Дзадзен
- 13:00 – Обед
- 14:00 – Отдых
- 15:00 – Саму (практика труда: уборка, работа в саду и т.п.)
- 16:30 – Йога/цигун/массаж/каллиграфия
- 18:30 – Дзадзен, мондо (ответы на вопросы)
- 20:30 – Ужин
- 22:00 – Дзадзен, вечерняя церемония
- 23:00 – Отбой
Суббота
- 07:00 – Подъём
- 07:30 – Дзадзен, утренняя церемония
- 09:00 – Завтрак
- 10:30 – Дзадзен
- 13:00 – Обед
- 14:00 – Отдых
- 15:00 – Саму
- 17:00 – Дзадзен, мондо
- 20:00 – Фета (вечеринка)
Воскресенье
- 09:00 – Свободный подъём, завтрак
- 10:30 – Дзаден, церемония
- 13:00 – Обед, завершение ретрита
- 14:00 – 16:00 – Уборка дома, отъезд
-
На самом деле мы не сидим фанатично долго, чтобы это могло иметь какие-либо негативные последствия. Обычно за один дзадзен мы делаем две части сидячей медитации по 25-30 минут с перерывом 5-10 минут на медитацию в ходьбе, либо одну часть 40 минут. Таких сессий 3-4 в день, что не так много по сравнению с ретритами других школ.
Мы сидим неподвижно и принимаем боль в коленях, но в то же время нет задачи терпеть на пределе возможностей. Если вам станет трудно, можно пересесть в более простую позицию.
Перед ретритом мы просим всех посетить хотя бы одну регулярную практику, если вы живёте в городе, где есть дзен-центр, чтобы научиться позиции дзадзен и оценить свои возможности.
-
Ретрит проводит один из монахов, получивший посвящение от мастера Сандо Кайсена. Каждый монах практикует буддизм уже много лет, имеет большой опыт и понимание учения Мастера, находится с ним в контакте и регулярно ездит на сэссины к нему в монастырь во Франции.
Посвящение в монахи означает, что человек делает практику своим основным приоритетом в жизни и что Мастер доверяет ему учить других. Кэса – символ передачи, передаётся от учителя к ученику начиная с Будды Шакьямуни, поэтому каждый монах является носителем аутентичной дхармы.
-
Обычно мы живём в общих комнатах по нескольку человек (отдельно мужская и женская) и спим на матрасах. В летние месяцы, когда мы проводим ретрит в подмосковном Тучково, то часть людей размещается в палатках. Если для вас это трудно в силу здоровья или возраста – обязательно сообщите организатору.
В доме, где проводится ретрит, всегда тепло и есть все удобства. Если дом для проведения ретрита небольшой, мы устанавливаем ограничение на количество участников, чтобы не было слишком тесно.
-
В нашей традиции качественной еде уделяется большое внимание. Повар (яп. тэндзо) – это второй по важности человек на ретрите после проводящего, т.к. он ответственен за физическое состояние практикующих. Те практикующие, которые выбрали быть поваром, несколько лет посвящают изучению искусства кухни и это наиболее трудная и сильная практика. Впервые приезжающие на ретрит обычно удивляются вкусу и изобретательности блюд.
Меню преимущественно вегетарианское. Иногда возможны блюда с рыбой или мясом, в таком случае для вегетарианцев готовят также подходящий им вариант.
Если у вас есть какие-либо медицинские ограничения в питании, обязательно укажите это при регистрации, чтобы повар мог их учесть.
-
Делая организационный взнос вы не покупаете услугу ретрита, но проявляете соучастие в его организации. Наши ретриты некоммерческие – никто на них не зарабатывает, включая проводящего. Все средства идут на покрытие связанных с ретритом расходов. По этой же причине участие в наших ретритах стоит на порядок меньше, чем обычно предлагают в интернете.
Просим вас внести взнос в течении дня после регистрации. Это нужно, чтобы не создавать очередь в записи. Обратите внимание, что в случае, если откажетесь от участия в ретрите менее, чем за неделю до его начала, мы не сможем вернуть вам взнос, т.к. он уже может быть потрачен на организационные расходы.
Если вы приезжаете на ретрит из другого города, мы предоставляем скидку 1000 р. как компенсацию части расходов на билеты для поддержки вашего стремления практиковать.
Если вы хотите участвовать в ретрите, но не можете позволить себе сумму орг. взноса – свяжитесь с организатором. Нехватка денег не должна быть препятствием к практике. А если вы готовы сделать больший взнос – мы с радостью его примем.
В конце ретрита мы делаем денежное подношение (фусэ) на ваше усмотрение, либо дарим совместный подарок проводящему в благодарность за дхарму.
-
У нас нет строгих правил вроде молчания, и мы не отбираем телефоны, но просим воздержаться от их использования. Приезжая на ретрит, подготовьтесь так, чтобы никто вас не тревожил: завершите заранее все дела, сообщите кому нужно, что не будете на связи.
В целом на ретрите мы стараемся замедлиться и поддерживать спокойную атмосферу – не суетиться, не разговаривать громко. Мы внимательны и деликатны в каждом действии по отношении к вещам и друг другу.
У нас есть субординация, основанная на уважении к старшим практикующим. Младшие ухаживают за старшими и с благодарностью принимают их замечания как возможность научиться. В то же время старшие должны быть терпеливы и не относиться к младшим высокомерно.
-
Аутентичный дзадзен, который мы практикуем, предполагает сидение на круглой подушке в позиции лотоса, полулотоса, четвертьлотоса или сейдза.
Использование скамейки или стула на ретрите разрешается только в случае проблем со здоровьем коленей по согласованию с проводящим.