Дзадзен, Мусётоку


Тайсэн Дэсимару

Дзадзен, Мусётоку

Дзен – это не наука, Дзен – это не относительная истина – это абсолютная истина. Он имеет дело только с целостностью, и не проводит в уме различий между временем, пространством и материей. Это не средство внешнего познания, он обращен во внутрь. Он обращает наш взгляд на самих себя, позволяя появиться безграничной мудрости. Эта мудрость бесконечна, абсолютно свободна. Абсолютная мудрость и абсолютная свобода. Академическое знание и философия находятся в области ограниченной мудрости. Мудрость Дзен – это праджня: беспредельная, трансцендентальная – запредельная мудрость, мудрость Буддовости. Любой может достичь ее, практикуя дзадзен. Вот почему практика дзадзен важна и необходима.

В Сёбогэндзо, Мастер Догэн писал: «За пределами видимой вселенной, абсолютный ум всех Будд и мастеров – это только дзадзен. Дзадзен – это врата в Буддизм».

Некоторые люди спрашивают меня: «Почему ты практикуешь дзадзен? Каков объект дзадзен?» И я отвечаю: «У дзадзен нет цели и объекта, он возвращает нас к самим себе». Все имеет объект. Любой, кто действует, ест, пьет, слушает музыку или производит какое-то действие имеет объект, для которого он является субъектом. Но в дзадзен нет ни объекта, ни субъекта, это только единство с абсолютным я.  Важно практиковать дзадзен, а не думать о дзадзен.

Если будешь воспроизводить жесты и использовать выражения злого человека, то станешь злым. Если будешь воспроизводить позу мудрости, то станешь мудрым. Если делаешь жест почтения, сердце следует ему.  Вы должны не просто слушать, вы должны практиковать. Философия должна вырастать из опыта. То же самое справедливо для дзюдо и меча, для айкидо и стрельбы из лука. Невозможно переоценить важность позиции, как ее установил Мастер Догэн, для истинного Дзен.  Когда радио или телевизор не достаточно хорошо настроены, картинки и звуки расплывчаты и тяжело различимы. Но когда все хорошо настроено, они ясны и легки для восприятия. Дзадзен – это хорошая настойка для нашего века. Он приводит нас в гармонию с бесконечным, он возвращает нас к вселенскому порядку.

Source: Bulletin Zen. AZI Paris. Assembled by Raphal Triet.Taken from the official website of American Zen Association www.nozt-org