Мондо с Тайсэном Дэсимару 1


Вопросы Тайсэну Дэсимару

Вопрос:

Что люди должны делать в повседневной жизни?

Ответ:

Работать, ходить в туалет, есть; все что угодно! Если вы регулярно практикуете дзадзен, он входит в привычку; что касается меня, например, мой мозг в повседневной жизни работает точно так же, как и в дзадзен. Сделанный рано утром дзадзен влияет на весь ваш день и вы учитесь реагировать на все происходящее с одинаково стабильным состоянием ума. Когда люди выходят из додзё после утреннего дзадзен, они спокойны и это переносится на их жизнь за пределами додзё; их умы ясны, умиротворены, совсем не усталы…. Это очень эффективно. Это одна из причин, по которым людям нравится практиковать. Не хорошо, когда у вас голова постоянно свешена; поэтому помните о том, чтобы выпрямить шею и втянуть подбородок. В наше время все ходят с повешенной головой и вытягивают ее вперед. Шея должна быть полностью вытянута вверх, так чтобы в мозг могла поступать кровь и он мог стать ясным.

Вопрос:

Как совместить идею «без выгоды» и дзаден в повседневной жизни?

Ответ:

Если во время дзадзен у вас нет цели и вы не надеетесь что-либо получить, вы – мусётоку (яп. без цели и выгоды). Если вы получаете что-то, сами того не желая – это хорошо. Не нужно отказываться. Но вы не должны стремиться к этому. Во время дзадзен вы не должны хотеть чего-либо достичь: просветления, сатори, хорошего здоровья, спокойных нервов, отсутствия беспокойства, прогресса в Дзен.

Нет необходимости так думать. Просто следуйте моему учению: концентрируйтесь на позиции и дыхании. Этого достаточно. Хотеть иметь цель, не только в дзадзен, но и в повседневной жизни, хотеть что-то получить или чего-то достичь – это болезнь ума.

Вопрос:

Да, но иногда сам факт того, что у тебя нет цели может быть проблемой.

Ответ:

Вам не нужна цель, если здесь и сейчас вы концентрируетесь на том, что вы делаете: на своей работе, когда вы работаете, на еде – когда едите, на процессе хождения в туалет — когда вы в туалете. Когда вы говорите, просто говорите, и говорите только то, что важно в этой конкретной ситауции. Здесь и сейчас, если вы сконцентрированны, ваша концентрация будет сопутствовать вам до самой смерти и неизменно вас озарять; но это не означает иметь цель. С другой стороны, вы должны иметь необходимый идеал. Но идеал и цель – это совсем не то же самое. Величайший идеал – это универсальная любовь, не эгоистичная. Универсальная любовь – это идеал, это не цель. Надежда также необходима. Что такое надежда? Вы надеетесь стать умным политиком? Не очень хорошо. Великим художником? Может быть. Но что такое великий идеал? Действие без какой-либо мысли и выгоды, мусётоку. Это величайший идеал. Бесполезно стремиться к деньгам или славе. Только концентрируйтесь здесь и сейчас. Это Дзен.

Вопрос:

Но иногда нам приходится думать о принятых на себя обязательствах или о планах на будущее?

Ответ:

Когда ты думаешь, ты думаешь. Ты думаешь здесь и сейчас, строишь планы здесь и сейчас, помнишь здесь и сейчас. Когда пишу автобиографию, я думаю о прошлом. Когда мне нужно что-то спланировать, я думаю о будущем. Последовательность здесь–и-сейчас становится космической и простирается в беспредельность.

 

Вопрос:

Но если пратиковать мусётоку, то как можно строить планы и иметь желания?

Ответ:

Повседневная жизнь и дзадзен различаются. В повседневной жизни нужно выиграть; бизнесмен должен сконцентрироваться на бизнесе, чтобы заработать. Я говорю о внутреннем духе, субъективном аспекте. Когда вы мусётоку, то даже если вы проиграли, вы вcе равно свободны. В повседневной жизни нужна мудрость. Вы должны использовать свою мудрость. И в то же время необходимо быть мусётоку в общении с другими. Но умы большинства людей никогда не мусётоку; они думают: «Если я дам ему это, может быть, он даст мне то». Это проблема духа, ума.

Вопрос:

Вы говорили, что правильное отношение ума – это не выбирать.

Но в повседневной жизни нам приходится все время выбирать. Как совместить это?

Ответ:

Это подобно запутанным вопросам физики и метафизики. В поисках Пути – не выбирай. В повседневной жизни – выбирай. В поисках Пути, в постижении истины не может быть выбора. С другой стороны, в повседневной жизни важно делать выбор. Но плохо привязываться к выборам, ограничивать их. Вы должны выбирать, но оставаться свободными сделать выбор и свободными в результате своего выбора. Я не выбираю учеников; некоторые остаются, некоторые уходят. Мой ум спокоен, он не выбирает. Карма определяет ваши решения, но космический закон не так буквален: иногда неудача порождает удачу, иногда счастье ведет к несчастью. Но дух, ум остается таким же: спокойным и умиротворенным. Сатори. В практической жизни необходима мудрость. Объект слишком сильного желания не может быть достигнут, потому что ум привязан к желанию, и человек страдает или сходит с ума. Все приходит к тому, чей ум спокоен и полон мудрости. Мудрость – означает учиться не страдать от проигрыша и учиться ограничивать свои желания. Вернуться в нормальное состояние.

Вопрос:

Как нам жить дзадзен в повседневной жизни?

Ответ:

Нужно концентрироваться на каждом действии в повседневной жизни: вы в постели с женой – сконцентрируйтесь на ней. Если вы в этот момент думаете о дзадзен – это нехорошо. Будьте в гармонии со своей семьей, тогда она последует и будет в гармонии с вами! Если вы чувствуете, что выходите из себя, если вас захватывают эмоции, тогда дышите глубоко, как в дзадзен: это будет очень эффективно.

Вопрос:

Вы говорите, что быть внимательным к позиции и дыханию – это сатори. Разве нельзя точно также концентрироваться в повседневной жизни?

Ответ:

Когда вы внимательны к своим повседневным делам, да, вы можете сохранять концентрацию. Это то же самое, что и дзадзен – идете ли вы в туалет, едите или работаете. Если вы привыкли концентрироваться во время дзадзен, то вы достичь такого же сконцентрированного ума во всех действиях, неосознанно, естественно, автоматически. Сначала, конечно, вам придется использовать волю, но нелегко обрести концентрацию только силой воли: вам бы пришлось постоянно об этом думать. Если вы практикуете дзадзен, вы создаете привычку к концентрации, и вы можете оставаться сконцентрированными на любом предмете или деятельности. И если вы продолжаете практику, вы будете концентрироваться, совсем не прибегая к силе воли.

Вопрос:

Как может сознательное усилие в повседневной жизни породить естественный и спонтанный результат?

Ответ:

Тело и ум нераздельны. Если вы должны быть внимательны, тело концентрируется и сознание тоже. Они оба работают одновременно. Если вы концентрируетесь на уме, тело тоже изменяется. Если тело не сконцентрировано, оно становится вялым и таким же становится и ум. Если тело концентрируется, то же делает и ум. Есть не только одна сторона. Если вы на дороге, вы думаете: «Я должен быть внимателен к машинам». Ваши тело и ум оба сосредотачиваются.

Если вы думаете о позиции во время дзадзен, вы будете сохранять концентрацию и я могу видеть ее. Но если вы слишком сконцентрированны, это тоже нехорошо. Точно так же в повседневной жизни – в еде, ходьбе, в туалете. В каждый момент вашей жизни, если ваша позиция плоха, ваш дух или ум тоже становятся плохи, и наоборот.

Вопрос:

Мы живем в мире страха. Как нам с этим справиться?

Ответ:

Есть много видов страха. Страх провалиться на экзамене, например. Но не нужно привязываться к этому страху; лучше отпустить мысль о экзамене, тогда вы больше не будете бояться. Люди боятся, потому что они привязаны к своему эго. Страх, опасения связаны с привязанностью. Лучше избегать страха.

Просто концентрируйтесь здесь и сейчас. Страх приходит из сомнения, беспокойства. Не привязывайтесь слишком к опасности, но и не слишком приближайтесь к ней. Иногда лучше убежать. Подвергать себя опасности глупо. Мы должны ощущать в теле, когда что-то должно случиться. Если вокруг слишком много шума и возбуждения, лучше спокойно оставаться на месте. Не ходите в опасные места. Конечно, это не относится к тем, кто любит приключения. Но в жизни у нас нет необходимости бояться. Если мы что-то пережевываем и думаем и сомневаемся, то мы будем еще больше бояться. Сконцентрируйтесь на выдохе. Тогда мозг вернется в нормальное состояние. Вы не должны быть эгоистичны. Когда вы отпускаете свое эго, вы прекращаете бояться. Если вы всегда сконцентрированы, вы будете сильными. Но даже в этом случае, не бродите слишком близко от демона опасности.