Путешествие в пустоту


Все существа
С бесконечных времен
Живут в великом покое
Пути
Ма Цу (709-788)

ДЗЕН
Путешествие в пустоту
Записки миссии на Восток
Сандо Кайсен (отрывок из книги)

Санкт-Петербург, 15 мая 2007
Зал ГЭЗ-21, Другой мир

Вопрос:
Когда пробуждаешься внутри с помощью дзадзен, как мы об этом знаем?

Ответ:
Пробудиться к нашей изначальной Сущности не относится к области внутреннего или внешнего, более того, она не является моей или кого-то другого. Когда тело и ум отброшены, тотчас же реализуется Сущность, которая не приходит ни изнутри, ни снаружи.
Что нужно осветить от истока, это понятно, но если мы это будем игнорировать, мы будем блуждать по дорогам невежества нашего собственного Ума.
Тогда мы совершаем вредные и неясные действия, которые создают наши собственные цепи, которыми являются страсти, привязанности, высокомерие и все остальные страдания.
Что касается дзадзен, это на условие для того, чтобы пробудиться, и не метод чего бы то ни было достичь.
Во время дзадзен мы не садимся в позицию, ожидая какого-то Пробуждения.
Когда Пробуждение приходит, будьте пробужденными. Пробуждение – это есть, когда мы голодны и спать, когда мы устали.
Если пробуждение проявляется, сохраняйте присутствие, и когда оно не проявляется, сохраняйте присутствие.
Везде и во всем просто будьте в пробуждении.
Когда тело и ум отброшены, стерты, тогда единство действует само по себе, не будучи ни внутренним, ни внешним.
Мы должны создавать эхо с естественностью, которая проявляется и действует естественно, в соответствии с обстоятельствами.
Если есть два главных препятствия к нашей истинной свободе, то это страх и  гордость.
Наш ум должен сохранять свою гибкость во всех обстоятельствах, что бы он ни делал – одевался, работал, говорил или делал что бы то ни было, полностью используя наши шесть чувств.
Все должно быть выражением великого Пути.
Но из-за незнания вашего Истока вы блуждаете/скитаетесь среди форм и имен от заблуждения к заблуждению., вы теряетесь в обманчивых понятиях.
Наш ум можно сравнить с утиным прудом.
Когда уток нет, пруд чист и прозрачен.
Но как только крылья и лапы уток взволнуют зеркальную поверхность, поднимается грязь, и чистая вода замутняется.
То же самое происходит с нашими мыслями и страстями.
Это ничуть не мешает изначальной чистоте, так как, как только утки улетают, прозрачность снова уже здесь, поскольку она всегда была здесь. И все явления снова могут в ней отражаться.

Совершенный человек
Действует без особых мыслей,
И каждое из его действий
Являет собой единство без дуализма,
Без суждений и враждебности.

Прогуливаясь по берегу Невы к Эрмитажу, я мог вновь любоваться этим восхитительным городом, основанным Петром Великим в 1703 году.
Благодаря большому количеству университетов, здесь очень развита интеллигенция.
Но в том, что касается Великого Дела, которым является Путь Дзен, здесь нет необходимости в школярском образовании.
Образование приводит к утиному пруду.
На самом деле, каждый наш жест является актуализацией Древнего Пути Дзен.
Я провел более 1000 конференций во многих странах за более чем 30 лет, но в конце концов, я ничего не сказал.
Я указывал кривым пальцем непроявленное направление и обращал свое тело в форму не-позиции.
Но берегитесь того, кто простирает палец в направлении позиции для того, чтобы в ней обосноваться и жить.
Не сомневайтесь, когда я говорю вам, что каждый из вас совершенен и обладает совершенной тайной, в которой он ни в чем не нуждается.
Дзадзен – это великое Дело, которое затрагивает всю Вселенную, но основа вселенной не нуждается в нашем дзадзен.
Если дзадзен – это непосредственная реализация нашего подлинного лица, то это лицо – без формы и свободно от любых поисков, любых усилий и любой дисциплины.
Нет необходимости в бесконечных длительных практиках, ибо погоня за чем бы то ни было еще более отдаляет нас от того, за чем мы гонимся.
Дело монаха и всех человеческих существ – это актуализировать или вновь оценить Единый Ум.
Это воистину Святой Труд.
Не осознавать собственных действий – это все равно, что жить во сне, а не в реальности.

Вопрос: Конкретно, как быть осознанным?

Ответ: мы должны идти от одного мгновенного ощущения к другому мгновенному ощущению. Таким образом мы можем достичь места не-пребывания.
Если мы хорошо укоренены в своей Основе, мы больше никогда не позволим ввести себя в заблуждение обманчивым фантасмагориям мышления. В присутствии реального в реальном мысли не будут более тянуться друг за другом.
Тогда прекратятся все классификации.

Мастер Догэн написал в «Сёбогэндзо»:
«Есть кто-то, кого я не знаю, кого я не могу назвать, но кто меня всегда поддерживает.
Он существовал до появления всех вещей и не имеет ни начала, ни конца.
Нет нужды его определять, так как мысль не может его ухватить.
Это подобно тому, как когда мы , покидая глубокий лес, выходим на открытое и беспредельное пространство.
Нет нужды знать его прошлое и будущее, нет нужды его называть.
Оно нас полностью наполняет и мы его свободно пересекаем.
В нем нет ни наблюдателя, ни наблюдаемого.
Это вездесущее присутствие, населяющее все вещи и независящее ни от одной из них.»

Дорогие слушатели, вы должны знать, что вы, те кто меня слушает в этот момент, не являетесь ничем иным, как Великим неиссякаемым и беспредельным Источником, и что на самом деле нет ничего, чего бы вам недоставало.
Достаточно не принимать сторону ни за, ни против и сохранять ваш ум таким же широким, как огромное пространство, и таким же свободным как солнце воздух.
Для этого дзадзен – это тихая дверь, однажды открыв которую, вы сможете увидеть неисчерпаемое сокровище, которое есть не что иное, как вы сами.
Но ни один метод не позволит вам пройти в дверь без двери. Ибо любая привязанность к особенности, любому объективному мнению и жажде любой выгоды заставят вас строить все новые иллюзорные двери и стены из миражей.

Тогда, что есть Путь?
Ничего особенного:
Отбросьте тело и ум и не создавайте категорий.
Bolshoe zdorovje I do swidanja.

В луне Ума
Негде найти пристанище.
Облака плывут, не зная
Ни юга, ни севера.
Так же и истинный человек
Игнорирует мудрость и положил конец
Опыту и знаниям.
Для царственной горы
Нет ни хорошего, ни плохого.
Между тем как одни действуют
Во всех направлениях по воле обстоятельств,
Другие находятся в цепях страсти
К Буддам и ритуалам.
Какой принцип нас к чему-либо обязывает,
Какой закон нас принуждает?
Создавая всякого рода искусственность
Чтобы достичь Будды
Человек лишь добавляет воду
К воде!