Мастер Кайсен


Мастер Кайсен – Алан Крысташек – родился в 1952 году в Нуайоне, департамент Уаза во Франции. Там он прожил до восьми лет, после чего отец решил отправить его на свою родину – во Вроцлав (Польша). Контраст между атмосферой открытости и свободы во Франции 60-х годов прошлого века и серой реальностью коммунистического режима в Польше был для мальчика шокирующим опытом. Плохо зная польский язык, прибыв из совершенно отличной культуры, он встретился с насмешками и раздражением со стороны школьных воспитателей и сверстников. Лишенный общества родителей, он остался на попечении суровой бабушки, не гнушавшейся телесными наказаниями, и, избегая контактов с одноклассниками, стал замыкаться в себе. Так он стал все больше и больше задумываться о причинах несправедливости, злобы и человеческого невежества. Первые ответы на свои вопросы он нашел в христианстве, с которым познакомился, когда помогал старому священнику на службах в костёле. В 1967 году он вернулся во Францию, где стал служить при кафедральном соборе Нуайона, а также работать гидом в музее Жана Кальвина. Он даже подумывал стать священником, но новые сомнения не давали совершить этот шаг. Неприемлемой казалась мысль о том, что счастье и духовное умиротворение могут быть обретены лишь в стенах церкви в то время, как весь остальной мир полнится страданием и неведением.

Он покинул церковь и влился в движение хиппи, зарабатывая на жизнь игрой на барабанах и продолжая неустанный поиск ответов на свои вопросы. В то время, в конце 60-х – начале 70-х, во Франции процветала восточная философия. В 1968 году он в первый раз встретил мастера Тайсэна Дэсимару, приехавшего в Европу распространять учение дзен. Но в тот момент его больше увлекали боевые искусства, изучать которые он начал еще в польской школе под руководством советских тренеров. В те годы он много времени проводил в самостоятельных занятиях среди гор и лесов Франции, а в 1972 году Алан решил отправиться в Китай, чтобы практиковать кун-фу у самого его истока. Долгий путь через Турцию, Гималаи и весь коммунистический Китай привел к маленькому храму, затерянному в горах Вэйфань-шан. Там он практиковал кун-фу и медитацию под руководством старого наставника, обучавшего не только мастерству контроля тела и ума, но и традиционной китайской медицине.

После возвращения во Францию ему удалось вновь повстречать мастера Тайсэна Дэсимару. В этом человеке он, наконец, узнал живой пример того, к чему так долго устремлял свои поиски, и стал его учеником, присоединившись к практикующим в монастыре Жандроньер. Через дзадзен и через присутствие мастера он получил подтверждение тому, во что верил всегда: внутренний поиск доступен каждому. Ответ, обретаемый в этом поиске, не может быть философским, мистическим, эзотерическим или даже божественным. Если свет существует, то он сияет в каждом чувствующем существе, не выбирая лишь первосвященников, гуру и мастеров, не обретается только лишь в монастырях и священных текстах. Для него всегда была естественной практика с помощью тела, поэтому он быстро пришел к пониманию, что секрет лежит в телесной, а не выдуманной духовной, реальности.

В 1979 году он получил от своего мастера посвящение в монахи и имя Сандо Кайсен, что значит «одинокий отшельник», после чего полностью посвятил себя практике и передаче позиции дзадзен. Практикуя с мастером Дэсимару, он с готовностью брался за все обязанности от организатора сэссинов до повара, стремясь впитать учение во всех его аспектах, открывал дзен-центры в разных городах. Он изучил икебану, каллиграфию и выращивание бонсай. Более двадцати лет продолжал изучать китайскую медицину и совершенствоваться в кун-фу до тех пор, пока не осознал, что сидячая медитация превосходит все прочие практики и напрямую ведет к реализации. В этот момент он навсегда прекратил заниматься и обучать боевым искусствам.

Мастер Кайсен во время путешествия в Японию

Мастер Кайсен во время путешествия в Японию

Полный энергии, мастер Кайсен привлекал к себе все больше учеников, открывал множество центров практики дзадзен. В 1990 он вновь посетил восточную Европу, передавать учение дзен и практику дзадзен, продолжая миссию своего мастера. Его подлинность, открытость и целеустремленность быстро принесли ему популярность в Польше, Словакии и Чехии. Более двадцати пяти лет он учит позиции дзадзен и просветлению, которое превосходит все созданное человеком и касается самой сути жизни и смерти, которое освобождает от страха, морализаторства и всего, что может ограничить человека в его поиске ответов. Он часто повторяет в своих лекциях: «По сути, нет никаких ответов, ведь ответ – это медитация и жизнь. Есть только вопрос. И если этот вопрос честен, то он же будет и ответом».
В 1992 году при поддержке ближайших учеников мастер Кайсен открыл монастырь – место, полностью посвященное практике дзадзен. «Монастырь Учения Реки» был расположен на берегу реки Овезер, в сердце региона Перигор. В 2005 он основал новый монастырь в Ларзаке, на юге региона Дордонь. Этот монастырь был построен на живописном холме и получил имя «Храм сияющей вершины». В 2003 году, благодаря усилиям группы его преданных учеников, был построен храм в Польше. Монастырь располагался неподалеку от реки Варта, на границе парка Залечки, и назывался «Храмом вечного света». Этот монастырь просуществовал до 2006 года. Сейчас во французском монастыре каждый месяц проходят сэссины, а летом – специальные лагеря, посвященные интенсивной практике, когда мастер передает всем участникам самую суть учения – смотреть на реальность, как она есть, спонтанным, свежим, постоянно обновляющимся взглядом. Смотреть из глубины собственного сердца.
Позже путь привел мастера Кайсена еще дальше на восток. В 2006 году по приглашению группы практикующих дзен Мастер Кайсен впервые посетил Россию. Он провел встречи и конференции в Москве и Самаре, где появились первые дзен-центры. В 2007 году Кайсен посетил Санкт-Петербург и Москву, провел ретрит в Подмосковье.

Мастер Кайсен опубликовал около пятнадцати книг: «Будодхарма: Путь самурая», «Монах-воин», «Буддизм и христианство», «Одиссея человека света», «Как умирать умиротворенно», «Дзен-массаж». Некоторые из этих книг переведены и выпущены в России. Они несут самую суть учения, так как мастер смело обращается к важнейшим проблемам современности и очень ясно их освещает. Он, не колеблясь, отвечает на вопрос о равенстве мужчин и женщин, который обсуждается еще со времен Будды Шакьямуни, и позволяет своим ученицам наравне с мужчинами проводить церемонии и становиться мастерами дзен.
Будучи художником, музыкантом, поваром и садовником, он адаптирует учение к всевозможным формам и обстоятельствам. Кроме традиционных кусэнов и мондо, его учение звучит в виде песен, которые он сочиняет и исполняет. Также он снял фильм «Пыль мира», в котором через историю, вдохновленную жизнью одного из учеников, показал сущность своего учения. Тем не менее, он настаивает, что у его учения нет объекта, ведь нет нужды учить тому, что видит само сердце. Не нужно искать свободы, и нет никакого пути к ней. Свобода, как и любовь, — это проявление величайшей драгоценности, сияющей внутри каждой вещи. Достаточно лишь быть живым и творческим, позволив действовать спонтанности естественного и искреннего энтузиазма, живущего в каждом из нас.
Кайсен передает «от сердца к сердцу» лишь одно: пробиться через панцирь привычек и защит, в тюрьме которых мы находимся, прикоснуться к Пути и реализовать его в чистом сознании тела, так чтобы мы могли понять дух единства.

master Kaisen