Правила поведения в додзё


  1. Помните, что вы входите в Додзё для того чтобы практиковать дзадзен и обрести Путь.
    Вы должны быть сконцентрированы.
    Если вы совершаете ошибки, задумайтесь, почему это происходит.
  2. Всем ученикам необходимо стараться пребывать в гармонии с друг с другом, подобно меду и молоку, создавая вокруг себя сильную и красивую атмосферу. Даже если сейчас вы всего лишь Ученики, когда-нибудь вы можете стать Мастерами навеки. Помните, что в Дзадзен каждый из вас подобен Будде или Богу.
  3. В додзё вы встречаете духовных друзей, достойных уважения, и вы все вместе практикуете драгоценный дзадзен. Никогда не забывайте это великое добровольное обязательство, которое гораздо глубже и куда более серьезно и вечно, чем любые семейные отношения.
  4. Старшие ученики должны наставлять начинающих с любовью, без духа превосходства.
  5. Ученики должны в точности следовать учению мастера и соблюдать все правила, принятые в Додзё. Если кто-то отказывается следовать правилам, ответственное лицо должно попросить его покинуть додзё.
  6. В Додзё не следует носить одежду слишком яркую и привлекающую внимание. Если возможно, постарайтесь придерживаться черной гаммы цветов. Если у вас есть традиционная одежда для практики (кимоно), всегда носите ее в додзё. Если вы монах или бодхисаттва, на практику вы должны надевать коломо или робу бодхисаттвы, ракусу или кэса.
  7. Во время дзадзен снимите все украшения и бижутерию.
  8. Психически больным и наркозависимым или находящимся под воздействием алкоголя или наркотиков людям запрещено входить в Додзё.
  9. Те, кто любит ссориться, спорить, создавать конфликты и проблемы не должны входить в Додзё.
  10. Не следует создавать страдания в отношениях с другими. (Этот пункт изменен мастером Кайсеном)
  11. Приходите в Додзё вовремя. Те кто опоздал, не должны мешать другим. Им следует подождать в тишине за пределами Додзё перерыва на Кинхин. Обувь и одежда, оставляемые за пределами Додзё, должны содержаться в порядке.
  12. Не следует забирать дзафу, благовония и другие предметы из Додзё.
  13. По окончанию дзадзен все должны покинуть Додзё. Могут остаться только люди, имеющие какие-либо обязанности.
  14. В Додзё могут приходить только люди, имеющие на то разрешение.

Важность правил

Позиция дзадзен – это основа нашей практики.
Несмотря на это, правила, принятые в додзё не менее важны. Вы должны уважать их, иначе вы не сможете постичь дух концентрации и оставления эго.
Как только вы усвоите эти правила, вы будете следовать им естественно,  благодаря чему в додзё поддерживается атмосфера сосредоточенности и свободы,  которая так необходима для гармонии и силы дзадзен.

Манеры очень важны: дзадзен без раихаи без духа самоотречения, без религиозного измерения ума, ищущего путь, —  это не настоящий дзадзен
Мастер Тайсэн Дэсимару

Именно так должны быть поняты эти правила – правила,  установленные на основе чистейшей традиции, для того, чтобы воспитать учеников нашего времени.
Если в додзё по какой-либо причине невозможно полностью соблюдать эти правила, следует, прежде всего, постараться понять их и уважать их дух.
Если эти правила являются помехой для вас, вам нужно серьезно подумать, прежде чем начинать практиковать дзадзен в додзё.
Потому что додзё открыто только для тех, кто хочет следовать точной практике.
Строгость и искренность помогают поддерживать возвышенную атмосферу в додзё.
Поэтому, прежде всего, вы должны приходить в додзё за 10 минут до начала дзадзен, который всегда начинается вовремя, и соблюдать тишину.
Расслабление и сосредоточенность влияют на состояние вашего ума.

Дзадзен

В раздевалке:

  • Снимите обувь и носки. Обувь нужно ставить в одну линию, за пределами додзё, в одном направлении, пятками к стене, оставляя проход полностью свободным.
  • Снимите куртку, всю тяжелую, тесную или теплую одежду, браслеты, цепи, шарфы, большие кольца, шапки.
  • Оставьте вещи в совершенном порядке: сумки, одежду, пакеты – за пределами додзё.
  • Оденьте простую одежду нейтрального цвета. Если возможно, приобретите черное кимоно, подпишите его.
  • Возьмите дзафу, подписанное вашим именем, или дзафу, принадлежащее додзё. Пожалуйста, не используйте дзафу, подписанное чьим-то другим именем.
  • Оденьте кэсу или ракусу, если вы получили посвящение, за исключением первого утреннего дзадзен на сэссине, когда их одевают только во время пения Сутры Кэса.
  • Нужно аккуратно обращаться с кимоно и дзафу. Будьте внимательны к тому, чтобы ничего не оставить в додзё.
  • Чистота: в дзадзен чувства очень обострены и сильны. Плохие запахи мешают. Поэтому ваше тело должно быть чистым. Помните, что иначе вы проявляете неуважение к людям, находящимся рядом с вами.

Когда дзадзен начался после 3 ударов в гонг, никто не должен входить в додзё. Если вы опоздали, если в месте практики есть такая возможность, можно делать дзадзен за занавеской, в «гэйтане». Но можно войти в додзё после кинхина.

Перед дзадзен:

  • Люди, имеющие обязанности (Кёсакуман, проводящий) должны быть в додзё за 10 минут до начала дзадзен. Кёсакуман встречает начинающих и проверяет готовность алтаря.
  • За несколько минут до начала дзадзен кёсакуман ударяет в дерево (три ускоряющиеся и угасающие серии, оканчиваем сильным ударом).

Входя в додзё:

    • У входа в додзё мы концентрируемся в тишине, «отбросив тело и ум».
    • Мы входим с левой ноги, делаем поклон – гассё (руки сложены вместе в примерно 10 см от лица, кончики пальцев на уровне носа, руки горизонтально, мы совершаем приветствие, наклоняя верхнюю часть тела вперед).
  • Мы идем на свое место, сложив руки на животе, идя по прямой, обходя алтарь всегда с левой стороны и поворачивая на углах додзё под углом 90°.
  • Мужчины садятся по одну сторону додзё, женщины по другую.
  • Мы садимся параллельными рядами, лицом к стене, в точности на одной линии с нашими соседями справа и слева, и в шахматном порядке по отношению к рядами спереди и позади нас.
  • Кладя свое дзафу на место, никогда не кидайте его и не толкайте ногой.
  • Перед тем как сесть, мы сначала приветствуем дзафу, затем мы делаем гассё в направлении додзё, чтобы поприветствовать всех присутствующих. Затем мы садимся на середину дзафу, наклоняясь, если необходимо, вперед и подкладывая под себя дзафу так, чтобы таз был немного выдвинут назад, и так, чтобы мы не падали с подушки и не теряли равновесие.
    Затем мы кладем кулаки (большие пальцы внутри) на бедра и наклоняемся сначала к левому колену, потом к правому, и, качаясь так из стороны в сторону, постепенно уменьшаем колебания, пока остановимся на вертикальной линии. Это помогает нам обрести строго вертикальную и сбалансированную позицию.

Во время дзадзен:

  • Во время дзадзен в додзё все участники составляют одно целое.
    Одного сонного или беспокойного человека достаточно, чтобы создать препятствия для других и  ослабить атмосферу в додзё.
  • Когда звучит гонг, все участники остаются в позиции. После гонга они не должны больше двигаться или смотреть по сторонам.
  • Не следует производить никаких звуков,  не кашлять и не сморкаться (или делать это незаметно).
  • Если мы хотим поменять ноги, если боль слишком сильна, нужно сделать гассё до и после этого, чтобы извиниться перед окружающими.

Кусэн:

Кусэн – это не литература и не лекция. Он должен атаковать и производить впечатление на ум учеников. Он должен воздействовать на  сознание и выводить на свет интуицию и высшую мудрость.
Мастер Тайсэн Дэсимару

Во время дзадзен проводящий может произнести кусэн: он должен ощущать атмосферу в додзё и говорить только для того, чтобы помочь участникам углубить свой дзадзен и не впадать ни в состояние санран, ни контин.
Кусэн слушается, не будучи слушаемым, то есть, он воспринимается посредством позиции, а не через аналитический ум.
Чтение кусэнов Мастера Дэсимару или Мастера Кайсена в течение 10-15 минут во время второй части дзадзен, несет учение мудрости, передаваемой мастерами, благодаря чему наш дзадзен не становится узким и догматичным.
Мастер Дэсимару часто говорил:

Мои кусэны во время дзадзен – это лучше, чем ваше мышление.

Несколько важных замечаний

  • Додзё – это не место светских или политических собраний, это не школа и не конференц-зал. Это возвышенное место глубокой концентрации и наблюдения в практике дзадзен.
  • Вход в додзё открыт только для тех, кто хочет в точности следовать нашей линии Дзен Буддизма, учению Мастера Кайсена, Мастера Дэсимару и их учителей – практике дзадзен «здесь и сейчас». Дзадзен – это не умерщвление плоти, но подлинный путь к внутренней свободе, врата в настоящее счастье.
  • Когда мы входим в додзё, мы оставляем все свои заботы и стремление к славе и богатству, все свои предубеждения относительно рас, полов и социальных классов и идею соревнования. Тогда мы приобщаемся к высшему духовному измерению, абсолютно подлинному, без цели.
  • В додзё мы практикуем только дзадзен Мастера Догэна. Мы не должны следовать другим медитациям. Так, например, дзадзен делается лицом к стене, руки сложены так, как указано выше.
  • Если вы входите в додзё, вы должны в точности следовать учению Мастера Дэсимару и Мастера Кайсена, которое передается проводящим. В додзё должны соблюдаться все традиционные правила.
  • Нужно иметь глубокое уважение ко всем вещам в додзё, особенно к дзафу, подушке для медитации, трону Будды, духу Дзен. Никогда не толкайте ее ногой.
  • Ваш ум должен быть исполнен уважения и благодарности.
  • В додзё должна соблюдаться строгая тишина. Если вы вынуждены попросить у киосакумана разрешения выйти, сделайте это тихо, не беспокоя ваше окружение и не нарушая атмосферы доджо.
  • Додзё можно сравнить с сандаловым лесом. Вы не найдете в нем хилых деревьев, потому что деревья сандала толсты, а чаща густа.
  • Лес глубок и молчалив. Только большой лев живет в нем. Только он один! Вокруг царит спокойствие и покой, ибо все существа избегают льва и боятся его. За ним следует лишь несколько тигрят. Им лишь только по три года, но они уже могут рычать!

Что есть Дзен?
Изучать себя.
Изучать себя – это забыть себя.
Забыть себя – значит быть признанным всем космосом.
Мастер Догэн

«Здесь и сейчас» концентрироваться на каждой вещи, на каждом жесте.

Дзен – это дзадзен. Это сущность Дзен.