Эйхэй Догэн



Догэн родился в 1200 году недалеко от Киото. Родившись в аристократической семье и рано осиротев, в 14 дет, в 1213 году, Догэн принял посвящение в монахи и поселился в монастыре у подножия горы Хеи, где начал свое обучение. В 1217 году он переселился в монастырь Кеннин – тоже в Киото – и учился там до 1223 года. После прохождения обучения в Японии, в 1223 году вместе со своим наставником Мёдзэном Догэн отправился в Китай. Целью этого путешествия было глубже постичь чань-буддизм, китайского предшественника японского дзен.
Китайские монастыри его глубоко разочаровали. Он чувствовал, что практика коанов, например, которая являлась ключевой чертой многих монастырей, была узкой и ограничивающей. Спустя два года он начал подумывать вернуться в Японию. Но встреча с наставником Жуцзином  (яп. Тэндо Нёдзё Дзэндзи с горы Тэндо), патриархом школы Цаодун, в 1225 году заставила его изменить свои планы. Жуцзин учил, что практика заключается в том, чтобы «отбросить тело и ум» и делал упор на сидящую медитацию, в предпочтение коанам, пению сутр и ритуалам.
В конце летнего медитационного периода (яп. гэанго) в возрасте 25 лет Догэн достиг просветления и получил передачу Дхармы от своего учителя, став, таким образом, 26-тым Патриархом китайской школы Цаодун и 1-ым Патриархом японского дзен Сото. После смерти Жуцзина в 1227 году Догэн Дзэндзи вернулся в Японию.
В отличие от множества других монахов, приезжающих после обучения в Китае с огромным количеством сутр, Догэн вернулся обратно с пустыми руками. Единственное, что Догэн привёз с собой — учение «просто сидения» (яп. сикан-тадза): «Нос вертикально, глаза горизонтально».
В 1243 году Догэн покинул Киото и по приглашению мецената Хатано Ёсисигэ удалился в горы Этидзэн. В 1244 году закончилось строительство монастыря Дайбуцу-дзи, спонсируемого Хатано Ёсисигэ.
В скором времени монастырь был переименован в Эйхэй-дзи, и сейчас известен под именем Дайхондзан Эйхэй-дзи. Именно там Догэн продолжил свою практику дзэн, воспитывая своих учеников. В 1253 году Догэн занемог и умер в возрасте 53 лет. Современные школы Сото отмечают день ухода Догэна 29 сентября.
Учение Догэна, как оно выражено им в его книгах, проповедует практику медитации, известную как дзадзен или «просто сидение». Он объясняет: «Дзадзен – это значит не думать о хорошем, не думать о плохом. Это не сознательное стремление … Не желайте стать буддой».
В «Восьми Пробуждениях Великих Существ» Догэн рассматривает практики, ведущие к Нирване. Они таковы:

  1. Не иметь много желаний,
  2. Знать меру,
  3. Покой,
  4. Старательное  усилие,
  5. Вдумчивость,
  6. Практика медитации,
  7. Развивать мудрость,
  8. Избегать «пустых» дискуссий.

Догэн пишет: «Мы можем познать и практиковать эти пробуждения благодаря нашим прошлым заслугам. Практикуя и развивая эти пробуждения, вы обязательно достигнете непревзойденного Просветления»
В Гакудо Ёдзин-Сю (Принципы изучения Пути) Догэн пишет:
«Опасаясь быстрого исчезновения солнечного света, занимайтесь практикой Пути, как если бы вы спасали голову от пламени. Размышляя об этой эфемерной жизни, совершайте усилия подобно Будде, поднимающему ногу. Когда вы услышите хвалебную песнь, которую поёт божество киннара или божество калавинка, пусть это окажется вечерним ветерком, касающимся ваших ушей. Если вы увидите прекрасное лицо Мао-цзянь или Си-ши, пусть оно будет подобно каплям утренней росы, попавшим вам на глаза. Свобода от уз звука и формы естественно соответствует сущности ума, который ищет Путь.»