Мокудо Тайсэн Дэсимару


Дэсимару родился 29 ноября 1914 года в маленькой прибрежной деревушке на юге Японии недалеко от города Осака.  Он вырос под влиянием традиционных японских ценностей. Особенно сильно повлияла на него набожность матери, которая была последовательницей традиции Синсю, ветви буддизма, основанной Синраном, современником Догэна. Несомненно, соприкосновение с сильной верой матери и с учением Синрана сыграло большую роль в религиозном воспитании юноши. Когда он уже был мастером дзен, Дэсимару часто повторял, что он соединил в себе глубокую веру Синран и практику дзен.

Примерно на 20-том году жизни Дэсимару поехал в Токио изучать экономику. Воспоминания этого периода, имеющиеся в книге «Биография монаха дзен», свидетельствуют о том, что уже в этот период его интересовало взаимодействие духовных и материальных аспектов в человеке. Помимо изучения экономики и английского языка очень много времени Дэсимару уделял изучению религиозных вопросов. Он принимал участие в докладах университетских специалистов по индуизму и буддизму, открыл для себя христианство в баптисткой церкви и познакомился с европейской философией. Он также соприкоснулся с дзен во время памятного сэссина (ретрита) в храме Энгаку-дзи , где он побил сонного кёсакумана, который, промахнувшись, ударил его кёсаку по голове. Этот случай вошел в историю дзен.

В 1936 году, будучи молодым человеком в бурном периоде созревания, Дэсимару сильно ощущал давящее одиночество из-за пульсирующей жизни японских городов, в которых политические проблемы усиливали общее напряжение, конфронтировавшей с его глубокими духовными устремлениями. Именно тогда, в 1936 году он повстречал мастера Кодо Саваки. Это был подлинный мастер дзен, который всегда отвергал закостенелость церковной иерархии. Он исходил пешком всю Японию, уча дзадзен в монастырях и за их пределами.

Этой решающей встречи в жизни Ясуо Дэсимару предшествовало прочтение им мыслей, содержащихся в книжечке Кодо Саваки, которые в точности отвечали на размышления Дэсимару. Среди текстов Сёдока Саваки выбрал одну цитату, относящуюся к одиночеству, которая будет вести Ясуо всю оставшуюся жизнь.

«Двигается в одиночестве тот, кто идет сам. Человек путешествует  в одиночестве. Святой человек не нуждается ни в чем. Тот, кто обретает истинное я, продвигается вперед огромными шагами. Нет никого, кто бы был выше него.  Он ощущает единство со Вселенной».

С этого момента Ясуо Дэсимару стал учеником Кодо Саваки. Он регулярно встречался с ним во время дзадзенов в монастыре Содзи-дзи. Кодо Саваки в тот период был годо в этом монастыре, то есть, ответственным за додзё.  Также Дэсимару участвовал в сэссинах с Кодо по всей Японии. Несколько лет спустя Дэсимару попросил о посвящении в монахи, но Кодо Саваки отказал ему, посоветовав совмещать практику дзадзен с активной жизнью в обществе.

В 1941 году Япония объявила войну США. Ясуо Дэсимару, освобожденный от военной службы по причине близорукости был выслан фирмой «Мицубиси», на которую он работал, в Индонезию, чтобы следить за работой шахт. Он выезжал в тот момент, когда у него родился сын. Первый раз он его увидел только спустя пять лет.  Ужасы войны, трудности, с которыми он встречался, стиль жизни в другой стране – все это оставило неизгладимый след в жизни Дэсимару. Он посвятил этому периоду много страниц в своей автобиографии. Он также очень любил рассказывать об этом индонезийском периоде всем, кто был ему близок.

После возвращения в разрушенную боевыми действиями Японию Дэсимару продолжал практику дзадзен и активную жизнь в обществе. Он работал в сфере бизнеса. На его счету было несколько успехов, но также и серьезные поражения и большие финансовые трудности. В эти годы в нем завершился синтез тех проблем, которые мучили его в молодости: противоречие между обществом и духовностью, между синсю его матери и дзен его мастера.

В ноябре 1965 года мастер Кодо Саваки серьезно заболел. Он позвал к себе Дэсимару, чтобы выполнить его давнее желание. «Дэсимару, я чувствую, что скоро умру, а ты, что ты будешь делать дальше? Ты должен идти по моим стопам и передавать учение Бодхидхармы. Завтра я встану, чтобы дать тебе посвящение в монахи». На следующий день Ясуо Дэсимару получил имя Мокудо Тайсэн – Храм тишины, покоя, Великая мудрость.

Мастер Кодо Саваки умер в ноябре 1965 года.  Год спустя одна из групп европейских макробиотиков пригласила мастера Дэсимару во Францию. Он оставил свою семью и выдвинулся в путь. Сначала он доплыл на корабле до Иокогамы, а потом Транссибирской магистралью он поехал до Парижа. Один, без денег, не зная французского языка и имея с собой только дзафу, кэса и книжку с мыслями Кодо Саваки мастер Тайсэн Дэсимару прибыл во Францию в июле 1967 года.

Дзен в Европе был тогда известен среди молодой интеллигенции. Книги профессора Дайсэцу Судзуки и других востоковедов представили дзен в более легкой для понимания европейцев форме. Но это форма была совершено отдалена от реальной практики. Дзен также ассоциировался с другими явлениями японской культуры, такими как икебана или чайная церемония, и что еще более парадоксально – с макробиотической диетой, которую пропагандировал Осава.

С самого начала мастер Дэсимару концентрировался только на практике дзадзен. Летом 1967 года он принял участие в макробиотическом лагере  в Бресте на юге Франции, а осенью начал жить на заднем дворе макробиотического магазина «Камео». Каждый день он проводил дзадзен. Чтобы заработать на жизнь он делал массаж шиацу. Самые старшие ученики вспоминают, как в своем баскийском берете он помогал заносить в магазин коробки.

Его миссионерская активность с самого начала была очень интенсивной. Он проводил лекции во Франции и за ее границами – в Голландии, Бельгии, Швейцарии и так далее. Он возглавлял многочисленные ретриты на летних лагерях по йоге и макробиотике. В 1968 году он издал книгу «Истинный дзен». Чтобы с ним могло практиковать все большее количество людей, он два раза сменял квартиру: весной 1968 года он начал жить на улице Августина, а зимой 1969 – на Алле дю Май.

В 1970 году он создал Ассоциацию западного дзен. Вокруг него сложилась первая группа практикующих, так же начали появляться первые додзё: в Страсбурге, Гавре, Марселе и Женеве. После трехмесячного  визита в Японию, куда он был приглашен телевидением в роли консультанта по духовным делам для создания фильмов Арно Дежардена, мастер Дэсимару в марте 1972 года переехал в новое додзё на ул. Пернети 46.

Группа его учеников росла, постепенно складывалась настоящая сангха. Однако наивысший расцвет общины пришелся на года 72-76 и был следствием многих сэссинов, которые проходили в Зина, в Швейцарии, и первых летних лагерей в Лодеве, 72-74 года. Тогда появилось много додзё, был построен монастырь в Авалон, а в путешествии в Японию, которое было организовано весной 1974 года его сопровождало более 100 учеников. В его стране мастера Дэсимару везде очень уважали и считали его  кайкёсокан – великим миссионером, главой школы Сото в Европе. Таковым его назвали самые важные авторитеты школы дзен Сото.

В течение всех этих лет он учил исключительно практике дзадзен. Именно поэтому неустанно ежедневно он проводил дзадзены в додзё в Париже и также каждый год руководил многочисленными сэссинами. Тайна дзен, лежащая за пределами писаний, сущность буддизма, учения Нагарджуны, Бодхидхармы, Эно, Догэна, передавалось европейцам. Одновременно Дэсимару начал переводить, комментировать и публиковать тексты великих мастеров прошлого. Такие тексты как «Сёдока» мастера Ёка Даиси, «Хоккё Дзаммай» мастера Тодзана Рёкай, «Сандокай» мастера Сэкито Кисэна, «Синдзинмэй» Сосана, некоторые разделы «Сёбогендзо» мастера Догэна именно им в первый раз были переведены на западный язык.

Именно благодаря его выдающимся творческим способностям стал возможным тот факт, что дзен дошел до западной цивилизации 20 века. Дэсимару учил только сущность дзен. Он продемонстрировал очень хорошее понимание европейских обычаев и ментальности и европейской философской мысли. Он очень часто контактировал с представителями современной науки, поддерживал близкие отношения с представителями традиционных христианских религий. Летние лагеря в Валь-д’Езер в 1977-79 годы, которые собирали все большее число практикующих, лучше всего свидетельствуют о мощности его учения.

Вся энергия, рождающаяся из дзадзен, сконцентрировалась в монастыре Жондроньер, создаваемым мастером  Дэсимару с 1980 года по образу японского Эйхэй-дзи, основанного Догэном на 7 веков раньше. Этот монастырь очень быстро стал миссионерским центром дзен, который распространил своё влияние на всю Европу. Во время летних и зимних сэссинов 80-81 года более 1500 практикующих прибывало сюда из разных стран. Додзё уже были организованны в Бельгии, Швейцарии, Испании, Германии, Италии, Канаде, и Южной Америке.

Все эти люди приезжали, чтобы получить учение от мастера Дэсимару. В концентрации здесь и сейчас все участники  этих сэссинов надеялись установить связь с вечной традицией великих мастеров, начиная от Чань древнего Китая. Во время сэссина зимой 1982 года мастер Дэсимару предлагал ученикам готовиться к нулевому году . Однако в  феврале оказалось, что он тяжело заболел. Несмотря на это он однако провел в конце этого месяца большой сэссин в Намур в Бельгии и вплоть до своего отъезда в Японию в середине апреля, он каждое утро приходил на дзадзен в додзё в Париже, чтобы комментировать «Синдзин Гакудо»  — «Изучение тела и ума» мастера Догэна.

Последние слова последнего его кусэна 15 апреля были такими же, как и те, что он произносил перед каждым своим отъездом : Please, continue zazen! – Пожалуйста, продолжайте дзадзен. Он улетел в Японию 1 апреля, оставив в Европе тетрадь с записями, кэсу Кодо Саваки и передачу кацумяку.
Мастер Дэсимару умер 30 апреля 1982 года от рака. Мастер Дэсимару никому не дал сихо, считая, что нужно покончить с этой традицией. По этой же самой причине он не получил передачи от Кодо Саваки.

За пределами этого мира, где цветок красен, а верба зелена,
Существует мир, в котором цапля черна, а ворона бела.
Очень легко пройти сквозь лес, полный колючек,
Но насколько же трудно отвернуть взгляд от ослепляющего блеска кристалла, который сияет даже в ночи.
Дзадзен  — это сухое дерево, которое снова зацветет.
Дзадзен – это жизнь в смерти.
Дзадзен — это движение в покое.
Дзадзен – это звук ветра в спокойном лесу.
Мокудо Тайсэн Дэсимару