Будда Гаутама Шакьямуни
Будда родился в Капилаватсу, в настоящее время – Непал.
Отец Сиддхартхи был крупным землевладельцем и царем провинции. Его мать, Майа Деви, умерла через семь дней после родов. По решению совета старейшин клана Шакьев его тетя занялась воспитанием молодого принца. Говорят, что ей помогали 32 женщины.
Сиддхартха был в совершенстве обучен грамматике, спорту, счету, музыке, шахматам, массажу, хиромантии, стратегии и искусству создания духов. Его обучили езде на слонах, езде верхом, управлению колесницей, бросанию копья, стрельбе из лука и обращению с мечом.
В возрасте 16 лет Сиддхартха Гаутама женился на Гопе. В качестве свадебного подарка они получили три дворца: зимний дворец, летний, и дворец для сезона дождей; роскошные кровати, одежду из тончайшего шелка.
Но, несмотря на все богатства и удовольствия, молодой Гаутама не был свободен. Он никогда не покидал дворец, и поэтому не видел настоящий мир. Он был окружен только богатством, красотой и счастьем. Когда он впервые вышел за пределы дворца, он заметил на улице старого нищего. Потом он увидел тощего больного человека с высокой температурой и сухой кожей. Он лежал в собственных экскрементах, весь покрытый мухами.
В третий раз выйдя из дворца через западные ворота, он увидел похоронную процессию. Покойник был накрыт саваном, его родственники плакали, жаловались, рвали на себе волосы и били себя в грудь. Вдруг все удовольствия потеряли для молодого принца смысл.
В этот момент он заметил нищего монаха, держащего в руках миску для подаяний. От его фигуры веяло абсолютным спокойствием ума.
В возрасте 30 лет Гаутама решил покинуть дворец. Четыре этих встречи лишили его покоя. Он решил увидеть истинный мир своими глазами. С помощью слуги он сбежал из дворца и скакал ночь напролет, преследуемый 500 солдатами. Его уход доказал его мужество и необычную моральную силу, так как он знал, что ему придется столкнуться с нищетой и страданиями.
Он был один посреди джунглей, без чьей-либо помощи и поддержки.
Гаутма продолжил путь, босым по лесным тропам. Пели птицы, и деревья были покрыты цветами. Его переполняли все те же вопросы: ‘Откуда он? Куда он идет? В чем смысл жизни? Почему существует этот мир?’ Он искал ответа у магов и йогов, но они никогда не могли его удовлетворить. Он попробовал идти путем йогов, аскетов и легендарных риши, поражая их своей непоколебимостью. В конце концов он решил сам искать ответы на свои вопросы.
Он вновь пустился в путь и однажды вечером добрался до небольшого городка Гайа, где принял полную позу лотоса в тени раскидистого дерева. Он начал суровейшую аскезу – он ел только одно зернышко риса в день.
Вскоре его руки и ноги стали похожи на узловатые ветви, его позвоночник – на неровно заплетенную косу, а его грудь – на пустую раковину краба. Только глаза светились на его осунувшемся лице, подобно звезде, отражающейся в почти пересохшем колодце. Он оставался совершенно неподвижным. Он не двигался ни под палящим солнцем, ни под пронизывающим ветром и дождем. Он даже не вздрагивал, когда его кусали комары и слепни. Он все меньше и меньше напоминал человека. Мальчики и девочки, которые приходили пасти скот, косить траву и собирать хворост, принимали его за демона.
Но в какой-то момент Шакьямуни прекратил эту губительную практику, которую начал из любви к людям. Он вдруг понял, что это не путь к просветлению, которое могло бы положить конец рождению, старению и смерти.
И снова он был один, совершенно обессиленный. Его телу нужно было вернуть силу, и единственным способом было прекратить пост. Девочка по имени Саудьята, которой был интересен этот необычный странник, приготовила ему чудесную еду из молока и риса. Затем Гаутама искупался в реке, сбрил бороду и волосы. Он возвратился под дерево, сделал подушку из травы, чтобы было удобнее сидеть. Он начал практику.
Он сказал: ‘Пусть мое тело сгниет здесь, пусть моя кожа, мои кости и мое тело разложатся на части. Но без просветления, которого так долго и так трудно достичь, я не сдвинусь с этого места’. Но ему больше не пришлось переживать крайности.
На следующее утро солнце озарило не аскета, но уникальное существо, не сравнимое ни с кем на свете. Это был Будда, Пробужденный. Этой ночью, глубоко всматриваясь в самого себя, он понял причину страдания и путь, ведущий к прекращению страдания. Таким образом Бодхисаттва, единым взглядом охвативший свои мысли, все, что может познать, понять, достичь, увидеть и объяснить человеческое существо – был озарен наивысшим и совершенным Просветлением.
Вскоре вокруг Будды собралась группа преданных учеников, а послушать его слова приходили толпы.
Его учение проникало все стороны жизни, становясь глубокой философией и серьезной практикой. В результате, по всей Азии распространилось мощное религиозное движение.
Сидя в правильной позиции, Будда осознал, что круг перерождения существ, который является страданием, не имеет никакой постоянной субстанции или основы. Он понял, что пытаться понять тайну начала и конца существования – это потеря времени, и, видя бесполезность этого, он нашел способ освободиться.
Однажды днем Будда, чья земная жизнь подходила к концу, отправился со своими учениками в маленький городок на севере Индии. Его любимый ученик Ананда спросил его:
‘Учитель, мы следовали твоему учению много лет. Скажи нам теперь, какова его суть?’
Все ожидали ответа. В этот момент Будда поднял цветок и молча улыбнулся. Только Махакашьяпа интуитивно понял этот немой ответ, и именно он стал Первым Патриархом. Традиция дзен берет начало от этой необыкновенной встречи цветка и улыбки Будды.